Стив Джобс на сцене

Одной из причин того, что Стив Джобс стал культовой личностью в мире технологии, заключается в его блестящем умении вести презентацию со сцены. Миллионы фанов Apple по всему миру ожидали его выступлений, полных новинок и сюрпризов. Эти шоу являются неотъемлемой частью маркетинговой стратегии корпорации Apple с самого времени её основания. Тем не менее, эта стратегия утвердилась и ещё больше усилилась после его возвращения в Apple в 1997 году. Источником вдохновения, как для клиентов, так и для работников компании являются также рекламно-информационные ролики, также ставшие частью культуры компании.

Обычно, Стив Джобс выходит на сцену и, после краткой информации об общих делах компании и основных векторах её развития, представляет новый продукт удивлённым фанам и представителям средств массовой информации. Восхищение от представления новых продуктов компании исходит низ их самих, а также из общей атмосферы интриги – и потому каждая такая демонстрационная речь вызывает бурю слухов на различных сайтах, блогах сообщества Apple, и – благодаря ошеломляющему успеху компании - даже на неспециализированных телевизионных каналах.

Когда Стив вернулся в Apple, он в обычный год проводил от шести до восьми таких шоу, (например, он провёл их семь в 1999 году: Macworld в Сан-Франциско, Macworld в Токио, Macworld в Нью-Йорке, на всемирной конференции разработчиков на платформе Apple (WWDC), на Seybold в Сан-Франциско, на Apple Expo, и на специальном мероприятии «Special Event», посвящённом iMac). Однако эта славная традиция публичных выступлений с годами стала угасать – теперь таких шоу проводится только одно в год, и проходят они в «полузакрытом» для посетителей режиме; речь идёт о Всемирной конференции разработчиков на платформе Apple (WWDC), которая проводится каждое лето в Сан-Франциско. Не каждый может посетить это мероприятие, ведь лишь зарегистрированные разработчики Apple могут подать заявку, оплатив плату за участие. Не осталось ни одного публичного шоу: ни главного из них - Macworld в Сан-Франциско, которое ранее проводилось в январе в Moscone Center; ни Macworld Токио в феврале; ни Macworld в Нью-Йорке в июле; ни Seybold (конференция для издательской индустрии) в августе; ни, наконец, Apple Expo Paris (Париж) в сентябре. Сегодня корпорация Apple обычно проводит то, что сами организаторы называют «особыми мероприятиями» («Special Events»), доступ на которые могут получить лишь представители СМИ. Стив выступал перед небольшими аудиториями, обычно в одних и тех же местах (Cupertino De Anza Auditorium в Купертино, the Cupertino Flint Center for the Performing Arts, the San Francisco Yerba Buena Center, the San Jose Auditorium — или даже в «домашнем» для корпорации Apple зале Town Hall Auditorium на территории кампуса в Купертино).

Снижение частоты публичных выступлений Стива было связано с несколькими факторами :

  1. Во-первых, с появлением высокоскоростного интернета, теперь любое шоу можно посмотреть в Сети, где бы вы не находились; такое было невозможно в девяностые и Стиву приходилось много путешествовать, чтобы лично представлять продукты Apple потенциальным клиентам и СМИ по всей стране и миру. Вот почему многие шоу так похожи между собой (например, Macworld в Сан-Франциско и Токио, с перерывом всего в месяц).
  2. Вторым фактором стал так называемый эффект Озборна -  клиенты переставали покупать продукцию компании примерно за месяц до какого-либо события, ожидая, что будут представлены новые продукты, которые сделают их уже сделанные покупки устаревшими. Это стало губительным для бизнеса.
  3. Третий фактор исходил от самой Apple, а точнее от её сети магазинов. Компания владеет более чем двумя сотнями магазинов, которые за каждую неделю посещают больше клиентов, чем 100 выставок Macworld. Эта сеть гораздо более эффективно продвигает продукты Apple как для нынешних, так и для потенциальных клиентов компании.

Искажение реальности

«Поле искажения реальности» или RDF – это термин, введённый инженером Apple Баррелом Смитом (Burrell Smith), описывающий необыкновенную харизму Стива Джобса и его способность убеждать в чём угодно. Первоначально термин использовался только в контексте работы с Стивом  Джобсом, однако потом стал широко применятся для описания его личностных качеств и харизмы в целом, особенно проявляемой на сцене.

Журналист Алан Дойчман (Alan Deutschman) точно описал манеру Джобса вести презентацию: «Что действительно захватывает вас в нём – это особый ритм его речи и невероятный энтузиазм, который он испытывает ко всему, что делает. Это очень заразительно». Это один из элементов очарования Стива, наряду с его тонким юмором, прекрасным чувством времени, а также его особое заразительное волнение по поводу будущих открытий. Сестра Стива Мона Симпсон написала в своём романе «Обычный парень» («A Regular Guy»), что Стив флиртует со своей аудиторией. А один из его давних друзей, Алан Кей, сказал после представления Джобсом iPhone: «Стив чувствует желания людей, и знает, как эти желания правильно использовать».

Такие доклады являются неотъемлемой частью работы Стива в Apple, ведь он – главный продавец в компании. А компанию NeXT он так назвал потому, что компания заключала сделки только после того, как Стив лично беседовал с потенциальными клиентами, убеждая их. Именно в NeXT Стив отточил своё ораторское мастерство, к которому мы так привыкли. Тогда он изобрёл свои традиционные приёмы – использование чёрного и белого градиента на слайдах, а также его типичные фразы типа «оно просто работает».

Бывший сотрудник компании Apple Майк Евангелист (Mike Evangelist) написал несколько статей на эту тему в своем блоге. Особенно выделяется  статья под каламбурным названием «Волшебник сцены Подз-за кулисами со Стивом Джобсом» («The Wizard of Pods - Behind the Curtain with Steve Jobs»), в которой Майк рассказывает, что свои речи Стив подготавливает за несколько месяцев до события. Вся их гениальность заключается в том, что они кажутся такими естественными, когда ты их слушаешь. Вы  ощущаете лишь магическое прикосновение Джобса. И этим не возможно не восхищаться.

Во всех своих речах и интервью журналистам Стив использует местоимение «мы». Он почти никогда не говорит «я», но на самом деле, в 90% случаев, используя «мы», он имеет в виду «я». Это стало особенно заметно, когда во время интервью на D5, в то время как Стив рассказывал анекдот про первые дни Apple, Уолт Моссберг спросил его: «Кто - мы?» и Стив ответил: «Ну ладно, - я». В романе Моны Симпсон о своем брате, мы узнаём, что эта привычка проявлялась и в его повседневной речи.

 

 

https://otvet.mail.ru/question/197039042