Интервью со Стивом Джобсом для журнала Rolling Stone 3 Декабря 2003 года

Когда сегодня утром Стив Джобс появился в просторной приёмной кампуса корпорации Apple Computer в Купертино, штат Калифорния, никто не обратил на него особого внимания, хотя он и исполнительный директор. На нём шорты, чёрная футболка и кроссовки. Высокий и слегка неуклюжий, Джобс обладает быстрой походкой, размашистой и вприпрыжку, как у бегущего волка. Сейчас Джобс  жаждет дистанцироваться от своей босой молодости – от того самого сумасбродного парня, называвшего компьютер "велосипедом для ума". Теперь, Джобс стал рационально мыслящим капиталистом из Силиконовой Долины. Джобс жмёт кнопку лифта с надписью «4 этаж», где и находится его небольшой офис. Для человека, ответственного как за чудо, так и за хаос Силиконовой Долины, вид из окна офиса Джобса весьма скромен – кустарники, выстроенные в ряд до самого залива Сан-Франциско, и приглушённый гул автострады вдалеке.

Хотя в нынешних свершениях Apple нет ни капли скромности. За последние несколько месяцев, компания Джобса создала PowerMac G5, названный самым быстрым настольным персональным компьютером на планете; «перекроила» дизайн лэптопов Powerbook и iBook; а также подарила миру Panther, которая стала серьёзным шагом вперёд для OS X. Однако ключевым ходом Джобса, и, наверняка, наиболее близким его сердцу, стал прорыв Apple в революцию мира цифровой музыки.

Всё началось два года назад, с демонстрацией музыкального плеера iPod, который, вероятно, является единственным аппаратным продуктом Силиконовой Долины, способным по желанности сравнится с вожделенным Macintosh. Затем, в апреле этого года, Apple представила миру свой цифровой музыкальный автомат - iTunes Music Store, сначала для Mac, ну а затем, в октябре, - и для Windows. В результате: 20 миллионов загрузок треков, около полутора миллионов проданных iPods, агрессивные договоры с AOL и Pepsi, а также огромное количество отличного PR для корпорации Apple как спасительницы похеренной музыкальной индустрии. Тем не менее, ставка Джобса на музыкальную индустрию – весьма рискованный шаг, не только потому, что «акулы» вроде Dell и Wal-Mart точат зубы на Apple (как и Microsoft, в самом скором будущем), но ещё и потому, что успех мероприятия во многом будет зависеть от того, насколько сорокавосьмилетний миллиардер Джобс уловит скоротечные порывы и перемены вкуса восемнадцатилетних ребят из общежитий колледжа.

Можно ли провести параллели между музыкальной революцией сегодня и революцией PC в 1984 году?

Очевидно, что самым большим различием является то, что сейчас – мы на Windows. Ничего другого не приходит на ум. Музыкальная революция пока только началась. Не забывайте, ежегодно в США легально распространяется 10 миллиардов песен на CD. На текущий момент (октябрь 2003 года) через iTunes, мы распространили 16 миллионов. Так что мы ещё только начали.

Совмещение iTunes с Windows было весьма смелым шагом. Пришлось ли «выкручивать руки», чтобы сделать это?

Я не знаю, что такое «выкручивать руки». Мы много думали, как сделать это правильно. Самым большим риском было то, что люди стали покупать Mac только ради овладения iPod. «Привести» iPod к Windows – это было главной задачей. Мы знали, что уже однажды сделали это, и были готовы пройти этот же путь вновь. Уверен, мы потеряем некоторое количество продаж Mac, однако половина продаж iPod'ов состоялась уже благодаря совместимости с ОС Windows.

Какова была реакция музыкальных компаний, когда вы предложили им сотрудничество с Apple?

В музыкальных компаниях есть много умных людей. Проблема только в том, что они – не спецы в технологии. Хорошие музыкальные компании творят настоящие чудеса. Они умеют выбрать хорошего, правильного и нужного сотрудника из 5000 кандидатов. Это – интуитивный процесс. Более того, лучшие из музыкальных компаний делают это с завидной частотой. Думаю, это классно. Миру нужны светлые головы на музыкальном поприще. Проблема только в том, что это никак не связано с технологией. Когда появился Интернет и Napster, люди в музыкальном бизнесе просто не знали, что делать с этими переменами. Многие из тех ребят не пользовались компьютерами, электронной почтой, они несколько лет даже не знали что такое Napster. Их реакция была чертовски медленной. На самом-то деле они до сих пор толком не отреагировали. Из-за своей технической безграмотности, они уязвимы для тех, кто говорит им, что технологии сработают, когда на самом-то деле – не сработают… даже технологической невинности, я бы сказал. Когда мы только начали переговоры с музыкальными компаниями – года полтора назад – мы сказали: "Ничего из названного вами списка технологий не будет работать. У нас тут кандидаты наук, отлично разбирающиеся в этих вещах, и мы не верим, что защитить цифровой контент представиться возможным." Конечно, в музыкальном пиратстве и музыкальных «кражах» нет ничего нового. Бутлеги производятся уже много лет. Инновацией стала лишь эта новая система распространения краденого имущества, под названием Интернет – а Интернет никто не закроет. И достаточно лишь одной пиратской копии, попавшей в интернет. Так что мы им изложили ситуацию следующим образом: «Чтобы взломать все двери – достаточно одной отмычки. Сначала – они нас просто выставили. Но мы возвращались снова и снова. Первой компанией, которая, наконец, поняла, о чём мы толкуем, была Warner. Следующей стала Universal. Мы значительно продвинулись вперёд. Думаю, главным аспектом нашего успеха стало то, что мы предвидели ход событий. И оказались правы. Мы говорили им, что схемы подписки на музыку не будут работать. MusicNet стал бы провальным, Pressplay – туда же. И вот почему: люди не хотят покупать музыку в качестве подписки. Они покупали пластинки, потом долгоиграющие пластинки, кассеты, потом CD-диски. Они захотят покупать загрузки. Но они не понимали этого, не видели ситуацию с такой точки зрения. Вокруг была масса людей – бизнесменов, специалистов по менеджменту и развитию, – кто показывал пальцем на AOL как отличную базу для этого всего; "нет, мы хотим другого – хотим бизнеса на музыкальных подписках". Когда события стали развиваться именно так, как мы предсказывали, медленно верно, эти ребята стали доверять нам.

Несмотря на успех iTunes, кажется, всё же рановато называть  конкурентов провальными. Сайт музыкальных подписок Rhapsody от RealNetworks, например, выдерживает критику.

Нужно лишь спросить у этих ребят о том, сколько у них подписчиков. В общей сложности - около 50000. И это не только у Rhapsody, ну и для старого Pressplay и Musicmatch. Схема с покупкой музыки по подпискам – это банкрот. Даже если оформить Второе Пришествие в виде подписки – оно потерпит неудачу.

Когда вы вели переговоры с директорами музыкальных компаний, много ли было разговоров о кампании Apple под названием "Rip. Mix. Burn."?

Многие из них рассматривали её как ещё одну инновацию для кражи музыки. И человеком, кто активнее всего нас в этом обвинял, был Майкл Айзнер. Но у него не было детей-подростков, и никто из детей-подростков не работал в Disney, и потому он думал что "rip" значит "rip off."[плагиатить, передирать]. И когда ему, наконец, объяснили, что значит это слово и вообще что тут к чему – он извинился.

Недавно, музыкальная индустрия объявила, что за кража музыки будет караться тюрьмой. Разумный ли это подход?

Я в некотором смысле согласен с ними. Ведь у Apple тоже много интеллектуальной собственности, и нам тоже не нравится, когда крадут наше программное обеспечение. Так что это в их праве предостерегать людей от кражи их собственности. Однако, с самого начала нашим тезисом было то, что 80% людей, увлечённых в сетевом музыкальном пиратстве – вовсе не хотели быть пиратами. Это – отличный способ покупать музыку, мгновенный. Ведь не нужно идти в магазин, вдобавок – музыка уже в цифровом виде, так что не нужно «рипать» её с компакт-диска. Оказывается, людям просто пришлось пойти на кражу интеллектуальной собственности, чтобы это сделать. Но постоянно говорить им, что так делать нельзя, а легальной альтернативы не дать – значит просто сотрясать воздух. Мы же сказали: "Невозможно убедить людей идти легальным путём, если давать им только кнут, и никакого пряника". А пряник состоит в следующем: "мы предложим вам отличный вариант – всего доллар за песню". Ещё мы сказали музыкальным компаниям, что пользователю неудобно скачивать музыку через Kazaa. Он вписывает название композиции, а получает сотню песен, на сотне разных компьютеров. Пользователь пытается загрузить песню, но у него медленное соединение, и всё «накрывается». И после двух-трёх таких неудачных попыток, пользователь, наконец, загружает песню, а четыре секунды её не воспроизводятся, потому что её кодировал десятилетний ребёнок. Проходит минут пятнадцать, пока пользователь получает свою загрузку. Это может занять и час. Многие готовы ждать, но большинство всё-таки не довольно таким состоянием вещей.

На текущее время, вы продали 20 миллионов песен через iTunes! Это очень немаленькая цифра, но ведь миллиарды музыкальных файлов ежегодно попадают в руки пиратов.

Мы не будем сравниваться с нелегальными музыкальными ресурсами, но мы хотим бороться с ними и победить.

Дэвид Боуи говорил, что из-за интернета и пиратства, через десять лет права на интеллектуальную собственность не станет. Вы согласны с таким прогнозом?

Нет. Если умрёт авторское право, и патенты, и есть исчезнет защита интеллектуальной собственности, люди перестанут инвестировать. Это навредит всем. Людям нужен стимул в том, что если они сделают разумную инвестицию – они получат хороший доход. Да и вообще, красть – плохо. Или, если хотите, это плохо для человеческого характера. Это его портит характер. Мы хотим предложить законную альтернативу. Разумеется, сегодня, студенты колледжа, загружая музыку с Kazaa, не понимают, что делают то же, что и вы в своё время, когда делали бутлеги записей Боба Дилана. Дело в том, что трудно отучить людей от пиратства, не предложив легальную альтернативу. И этой альтернативе – всего полгода. Может, мы потеряли целое поколение, кто знает? Может быть, они думают, что заниматься пиратством – это как ехать 120 км/ч по трассе – явно выше ограничения, но кого это волнует? Но я уверен, что ситуация изменится, и для будущих поколений всё будет по-другому. Но кто знает… это – совершенно новая сфера деятельности.

У Apple был отличный старт в музыкальной индустрии, но и другие компании также во многом преуспели. На прошлой неделе, например, Dell выпустила Dell DJ - свой конкурент iPod.

В этом квартале мы продадим больше музыкальных плееров, чем Dell. Гораздо больше. Мы весьма конкурентоспособны. Наш онлайн-магазин гораздо лучше, чем у компании Dell. И у нас есть розничные каналы. Многие не хотят покупать плееры по почте. Дистрибьюционная модель компании Dell в сфере потребительской электроники работает против них же.

Скажем, они хотят продать плазменный телевизор через сетевой магазин. Вы когда-нибудь купили бы плазменный телевизор, ни разу на него не взглянув?

Ни за что.

Ведь ещё есть и Microsoft. Что будет с Apple, когда Билл Гейтс создаст клон iTunes для Windows?

Я отвечу тем, что Amazon вполне справляется в игре против Microsoft. Как и eBay. Как и Google. Да и у AOL тоже дела идут неплохо, вопреки тому,  что многие сегодня говорят. Достаточно много компаний преуспели, предлагая такие услуги – интернет-услуги. И Apple в довольно интересном положении. По той причине, что, как вы, наверное, знаете, каждая песня, и каждый CD сделан на Mac – записан на Mac, микширован на Mac, оформлен с помощью Mac. Почти все исполнители, с кем я знаком, используют iPod, как и многие управляющие компаниями и администраторы. И одной из причин того, что Apple была в состоянии сделать то, что сделала, состоит в том, что мы являемся наиболее творчёской технологической компанией. Теперь мы создали музыкальный магазин, и ему не так-то просто создать аналог. Я имею в виду, что Microsoft с такой задачей справится месяцев за шесть. И это будет непросто.

Что скажете о фильмах? Станет ли iTunes продавать фильмы?

Не думаю, что это то, что нужно людям. Загрузка фильмов занимает целую вечность.

Было ли тяжело привлечь исполнителей к iTunes store?

Наиболее успешные исполнители контролируют распространение своих записей в Сети. Так что даже когда они могут заключить договор, например с Universal Music, крупнейшей в музыкальном бизнесе, эти компании не могли предложить нам топ-20 своих исполнителей. Так что мы должны были убеждать каждого поодиночке. Мало кто сказал: "нет, мы не хотим этим заниматься». Кто-то сказал, "Мы позволим вам распространять альбомы целиком, но не отдельные треки». Мы отказались. Смысл магазина в том, чтобы предоставлять выбор покупателю.

Как думаете, начнёт ли когда-либо Apple подписывать музыкантов – и, впоследствии, стать музыкальным лейблом?

Ну, подписать музыканта для нас было бы весьма просто. А подписать молодого музыканта, который стал успешным – это очень сложно. Потому что этим заняты записывающие компании. Хотя, мы уверены, что в ближайшем будущем в звукозаписывающей индустрии произойдут значительные структурные изменения. Мы общались с большим количеством исполнителей, которые недовольны своей компанией, и меня это заинтересовало. Первой причиной этому было то, что они считали себя успешными, а из-за компании заработали мало. Им кажется, что их обобрали. Они чувствуют это. Опять же, сейчас музыкальные компании не так много зарабатывают...

Но куда же уходят деньги? Всё дело в неэффективности? Что, кто-то уезжает в Аргентину с чемоданами полными стодолларовых купюр? Что происходит?

После разговоров со многими специалистами, я сделал свой вывод: молодого исполнителя подписывают, он или она получают немалый аванс – миллион долларов, например, или больше. И, по идее, компания должна отработать себе эти деньги, когда исполнитель добьется успеха. Даже несмотря на то, что они весьма скрупулёзны в выборе, лишь один или два из десятка добиваются успеха. Таким образом, свои деньги, отданные в качестве аванса, компания не отрабатывает.

Ну, так кто же платит за тех, кто ничего не добился?

Те, кто добился. Победители платят за проигравших, и достигшие успеха исполнители не получают достойного вознаграждения за свой успех. И это их огорчает.

Так где же решение?

Решение в том, чтобы не платить авансы. Решение в договоре о валовом доходе. Исполнителю нужно сказать: «Мы будем платить тебя 20 центов с каждого заработанного доллара, но никакого аванса. Расчёт будет простым – будем платить тебе не из дохода, а из выручки. Всё очень просто – чем ты удачнее – тем больше заработаешь. Но если не добьёшься успеха – не получишь ни гроша! Мы рискнём и потратим на тебя денег на маркетинг. Но если не будет достижений – не будет и денег. Но если добьёшься успехов – заработаешь,  немало». Таков выход. Так делают во всём мире.

Так вы полагаете, музыкальная индустрия двигается в этом направлении?

Нет. Я сказал только, что думаю, что таково решение проблемы. Такова таблетка. Ну а проглотит ли таблетку пациент – другой вопрос.